- Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) - http://ugansfo.tu.rostransnadzor.ru -

95 лет гражданской авиации

        Официальной датой рождения Гражданской авиации России является 9  февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главном управлении Рабоче ‑Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота.

     Бурное развитие гражданской авиации требовало постоянной оптимизации организации и функциональных задач надзорных органов. Так, во второй половине прошлого века, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1964 года на базе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было создано Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР) с Главной инспекцией гражданской авиации. В 1987 году постановлением Совета Министров СССР было утверждено «Положение о Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР» — Госавианадзоре СССР.

      В связи с интеграцией государства в мировую экономическую систему и возрастанием при этом роли авиации еще в 90-е годы прошлого века остро встал вопрос адаптации национальной авиационной нормативно – правовой базы с общепринятыми нормами международного авиационного права, генератором которых является ИКАО (Международная организация гражданской авиации (ICAO – International Civil Aviation Organization) – специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

     Одно из основных требований ИКАО о разделении органов авиационного управления, выполняющих регулирование деятельности по предоставлению авиационных услуг и органов, выполняющих контрольно – надзорные функции было реализовано Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Во исполнение данного Указа в Министерстве транспорта РФ были образованы Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от  22.04.2009 № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности», 01.07.2009 был издан приказ Министерства транспорта Российской Федерации №  105 «Об утверждении схем размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной аэронавигационной службы, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта».

     Во исполнение этих документов 09 июля 2009 года, приказом Ространснадзора №  НЛ-702фс «О реорганизации территориальных органов государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», Госавианадзор приобрел ныне действующую структуру в составе Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (центрального аппарата Ространснадзора), 7 территориальных управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ) в федеральных округах, отдел государственного надзора за деятельностью гражданской авиации Межрегионального территориального управления (МТУ) Ространснадзора в Северо-Кавказском Федеральном округе.

     В период 2014-2015 года экспертами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проведена оценка системы государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации, и завершилась с положительным результатом. Состояние организации государственного контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации  признано удовлетворительным, а средний показатель несоответствия системы контроля за обеспечением безопасности полетов в России сопоставим с показателями ведущих мировых авиационных государств.

    В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является одним из 12 ведомств участников Программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

    Одними из видов государственного контроля (надзора) в отношении которых реализуются мероприятия приоритетной программы являются федеральный государственный транспортный надзор, в том числе в отношении отдельных видов транспорта и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере транспортной безопасности.

    Основными целями программы обозначены:

-снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам риска;

-снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

-повышение эффективности  организации контрольно-надзорной деятельности.

   В целях усиления предупредительных и профилактических мер изменилась процедура планирования и организации проверок субъектов транспортного комплекса на базе непрерывного мониторинга информации о состоянии безопасности по каждому субъекту надзора транспортного комплекса с учетом изменения уровня рисков и угроз в транспортной отрасли.

   Проводятся мероприятия по переориентации контрольно-надзорной деятельности исключительно с задач выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на участие в поддержке и развитии бизнеса, сервисную модель взаимодействия, предупреждение нарушений обязательных требований, предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности подконтрольных субъектов, предполагающее в том числе путем опубликования по всем видам контроля (надзора) на регулярной основе результатов обобщения правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований.

   В соответствии с паспортом ведомственного приоритетного проекта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации» стоят задачи добиться в 2018 году снижения количества погибших и уровня материального ущерба.

   При этом следует отметить, что за последние годы выстроена система профилактических мероприятий в рамках комплексных проверок, направленных на упреждение, локализацию и предотвращение авиационных событий.

   Гражданская авиация является важной составляющей транспортной системы нашей огромной страны. Она связывает воедино даже самые отдаленные территории России. От ее эффективной и бесперебойной работы прямо зависит своевременная доставка пассажиров и грузов, нормальная жизнь миллионов людей, развитие регионов.

   В последние годы отечественная гражданская авиация демонстрирует значительные успехи. Расширяется география полетов, растут экономические показатели авиакомпаний. Важно, что все больше и больше пассажиров делают свой выбор в пользу российских перевозчиков.

    В настоящее время перед отраслью стоят амбициозные задачи по модернизации аэропортов, созданию крупных пересадочных узлов и обновлению парка самолетов, однако на первом месте, конечно, всегда должна стоять безопасность пассажиров.